Вы здесь

Крупный опрос показал, что число "консервативных" и "ортодоксальных" священников растет

— Количество просмотров: 663

Новый анализ исследования, которое претендует на звание крупнейшего национального опроса католических священников, проведенного более чем за 50 лет, показал, среди прочего, что священники, называющие себя “прогрессивными”, практически “вымирают” среди выпускников семинарий США, при этом подавляющее большинство молодых ординариев называют себя консервативными и ортодоксальными.

Новый выпуск, проведенный исследовательской группой Catholic Project при Католическом университете Америки в Вашингтоне, округ Колумбия, посвящен поляризации, динамике поколений и продолжающимся последствиям кризиса сексуального насилия.

Часть 1 опроса, опубликованная в октябре прошлого года, показала, что, несмотря на относительно высокий уровень личного благополучия и самореализации среди священников в целом, у значительного процента священников есть проблемы с эмоциональным выгоранием, недоверием к своему епископу и боязнью быть ложно обвиненными в неправомерном поведении.

В новом ноябрьском отчете освещаются “несколько тем, которые выявились в результате более тщательного анализа количественных данных, а также тщательного изучения качественных данных, собранных в ходе личных бесед со священниками”. В исследовании использовались ответы на опрос 3516 священников из 191 епархии в Соединенных Штатах.

 

По словам исследователей священники, называющие себя “либеральными” или “прогрессивными”, практически исчезли из самых молодых когорт священникова, а число священников, называющих себя «консервативными/ортодоксальными», достигло более 80% среди рукоположенных после 2020 года. 

Новый анализ также показал, что размер епархии влияет на то, насколько священник доверяет своему епископу, причем священники в небольших епархиях с большей вероятностью, чем священники в крупных епархиях, доверяют своему прелату. Священники, которые считают себя принадлежащими к тому же идеологическому лагерю, что и их епископ — будь то политически или теологически, — также склонны больше доверять ему.

"Прогрессивные" священники "вымирают"

В докладе говорится, что это показывает “значительный разрыв” между политической и теологической самоидентификацией пожилых и молодых священнослужителей.

“Проще говоря, доля новых священников, которые считают себя политически "либеральными" или теологически "прогрессивными", неуклонно сокращалась со времен Второго Ватиканского собора и в настоящее время практически исчезла”, - утверждается в докладе.

“Более половины священников, рукоположенных с 2010 года, считают себя консервативными. Ни один из опрошенных священников, рукоположенных после 2020 года, не назвал себя “очень прогрессивным”.

Исследователи заявили, что целых 85% самой молодой когорты описывают себя как “консервативных/ортодоксальных” или “очень консервативных/ортодоксальных” теологически, и только 14% описывают себя как “середнячков”.

В отчете также говорится, что почти 70% священников, рукоположенных в середине-конце 1960-х годов, описывают себя как в некоторой степени или очень “прогрессивных”. К 2020 году менее 5% священников будут описывать себя таким образом.

По словам исследователей, Второй Ватиканский собор и разоблачения 2002 года о кризисе сексуального насилия стали переломными моментами, поскольку данные показывают, что священники в значительной степени стали считать себя более “прогрессивными” после II Ватиканского собора и более “консервативными” после 2002 года.

Выводы Католического проекта относительно идеологии священников согласуются с другими опросами священников США за последние годы, в одном из которых, проведенном в 2021 году, отмечалось растущее восприятие “более богословски консервативных или ортодоксальных” молодых священников по сравнению с их коллегами старшего возраста.

Кроме того, два священника, имеющие связи с семинариями, которые беседовали с CNA, сказали, что результаты опроса соответствуют их собственному опыту относительно идеологии молодых людей, поступающих в настоящее время в семинарию и оканчивающих ее.

Отец Картер Гриффин, ректор семинарии Святого Иоанна Павла II в Вашингтоне, округ Колумбия, сказал, что большинство молодых людей, поступающих в его семинарию, хотят стать “частью решения... они хотят быть доступными для нужд Церкви”.

Он также предупредил, что молодые люди, называющие себя “ортодоксальными”, не обязательно отдают предпочтение “традиционалистским” практикам. Скорее, по его словам, молодые люди, поступающие сегодня в семинарию, стремятся стать частью чего-то большего, чем они сами, проповедуя Евангелие и служа бедным в контексте полной верности Церкви.

“Никто не хочет отдать свою жизнь за вопросительный знак… Я думаю, что те, кто выступит вперед и открыт идее вступления в священство, будут теми, кто больше всего будет стремиться к тому, чтобы они были католиками и чтобы они согласны со всем”, - сказал Гриффин в интервью CNA.

“Мужчины, претендующие сейчас на священство, - это люди, которые действительно любят Господа и Церковь. Они верят в нее. Они верят, что он основал ее. И поэтому у нас вообще нет инстинкта верить во что-либо, кроме того, во что верит Церковь, учить тому, во что верит Церковь”, - продолжил Гриффин.

“Я думаю, что многие из них реагируют на крушение светского материализма, и многие из них видели влияние этого материализма, этого секуляризма на своих сверстников. Они видели людей, погрязших в грехе, и они хотят изменить мир к лучшему. Они хотят быть людьми, которые помогают вернуть свет, радость и надежду в мир, который, кажется, потерял их”.

Отец Брайс Сибли, священник епархии Лафайет, штат Луизиана, и координатор по интеллектуальному образованию в семинарии Нотр-Дам в Новом Орлеане, сказал CNA, что он наблюдал подобное явление среди своих семинаристов, заявив, что он наблюдал “стремление к уверенности, для ясности в мире, где все кажется таким изменчивым, таким хаотичным и таким неопределенным”.

Сибли сказал, что большинство молодых людей уже “на консервативной стороне”, когда они поступают в семинарию, причем многие из них были сформированы консервативными онлайн-католиками. Он сказал, исходя из своего опыта, что в настоящее время в его семинарии нет никого, кто мог бы назвать себя “прогрессивным”.

Сибли, который был рукоположен в 2000 году, сказал, что подавляющее большинство его сверстников были вдохновлены на поступление в семинарию, по крайней мере частично, примером святого Иоанна Павла II. Он сказал, что, по его мнению, многие пожилые священники получили образование в то время, когда “такой акцент делался на пастырстве, что интеллектуальные и ортодоксальные точки зрения были просто проигнорированы”.

Сегодня, по его словам, отсутствие “ортодоксальности” в семинариях является меньшей проблемой, чем в прошлом.

“Сегодняшние факультеты семинарии великолепны. Многие проблемы, существовавшие в прошлом, были устранены. На самом деле в каждой семинарии, которую я знаю, есть ярко выраженный ортодоксальный преподавательский состав, который действительно заботится о воспитании хороших священников”, - сказал он.

В то же время Сибли сказал, что в своем обучении он стремится подчеркнуть важность не только интеллектуального формирования мужчин, но и предоставления им инструментов, позволяющих сделать их эффективными коммуникаторами и пасторами для католиков, которым они будут служить.

“[Нам] нужны священники, которые будут не только знать свою теологию, уметь хорошо проповедовать, но и управлять приходом, уметь направлять паству”, - сказал он.

Гриффин, который занимал пост настоятеля в течение последних пяти лет, сказал, что, по его мнению, возрождение молодых священников, называющих себя ортодоксальными, отчасти вызвано тем, что молодые люди видят пример новоиспеченных священников в своих епархиях и приходах, многие из которых ненамного старше их самих.

“Я думаю, что нам нужно помочь этим молодым людям прийти к глубокой и зрелой любви к Церкви такой, какая она есть”, - сказал Гриффин.

“Не всегда она будет такой, какой нам хотелось бы, или чтобы каждое решение, принимаемое епископом или Папой, было таким, каким мы хотели. Но это всё равно Церковь. И если мы верим в это, мы должны верить в это до конца”.

Подотчетность Папе Римскому

Исследователи спросили участников опроса, ценят ли они свою подотчетность различным людям или партиям: “Богу”, “Папе Франциску”, “моему епископу”, “моим братьям-священникам”, “моим прихожанам”, “мирянам” и “широкой общественности”.

Исследователи обнаружили, что 67% священников из когорты священников, рукоположенных с 2000 года, согласны с тем, что они ценят свою подотчетность папе Римскому, по сравнению с 82% тех, кто был рукоположен до 1980 года. Аналогичным образом, 64% священников в возрасте до 45 лет согласились с тем, что они ценят подотчетность Папе Франциску по сравнению с 82% священников старше 75 лет.

Отец Мэтью Шнайдер, священник Легионеров Христа и профессор теологии в колледже аббатства Белмонт, сказал, что, по его мнению, социальные сети склонны “подчеркивать крайности” и усиливать голоса, критикующие папу Франциска, в то время как он считает, что большинство священников, особенно тех, кому доверен приход, сосредоточены на своем пастырском служении и не обращают особого внимания на онлайн-дебаты.

“Большинство священников, которых я знаю, в целом поддерживают Папу”, - сказал CNA Шнайдер, который активно присутствует в социальных сетях.

“Те, кто находится посередине, могут утонуть в этой естественной тенденции социальных сетей впадать в крайности. И я думаю, что многие католики, многие священники находятся гораздо ближе к середине. Мы хотим следовать всему учительству. Мы следуем за папой Франциском”.

Шнайдер сказал, что среди знакомых ему священников многие из них ценят внимание Папы Франциска к людям, находящимся на задворках общества, и его личный пример заботы о них. Но это не значит, что он или его коллеги считают каждое слово или решение Папы Франциска идеальным.

“В целом мы считаем, что он хорошо справляется со своей работой; мы можем критиковать некоторые решения в определенных случаях, но это не значит, что он плохой Папа или он злой Папа. И я думаю, что именно там находится много людей”, - сказал Шнайдер.

Гриффин сказал, что в его семинарии стремятся подчеркнуть, что папство - это не “просто еще одно политическое учреждение, с которым мы согласны или не согласны”, а скорее то, что папа Римский является “отцом семьи”.

“У пап будут разные личности и разные приоритеты. И что делает нас католиками, отчасти, так это… способность иметь такую ​​любовь к Святому Отцу, кем бы он ни был, и это чувство послушания и уважения к нему”, - прокомментировал Гриффин.

“Тем не менее, могут быть благоразумные суждения Папы, с которыми люди могут не согласиться. И я думаю, что, будучи в состоянии проводить некоторые из этих различий, я все еще могу любить, уважать и повиноваться, не обязательно соглашаясь со всем, что говорит и делает Папа Римский”.

Доверие и поляризация

Возвращаясь к теме доверия, в отчете за октябрь 2022 года говорится, что в среднем 49% епархиальных священников в целом сегодня выражают доверие своему епископу. Уровни доверия значительно различались в разных епархиях, и данные показывают, что уровень доверия снизился с 63% в 2001 году — за год до того, как в США разразился кризис сексуального насилия, который включал в себя множество разоблачений епископов, неправильно решающих дела о жестоком обращении.

В новом анализе исследователи сообщают, что размер епархии оказывает умеренное влияние на доверие священников к своему епископу, при этом уровень доверия среди епархий США колеблется от 100% до всего лишь 9%. По словам исследователей, одной из причин этого может быть то, что священникам в очень крупных архиепархиях труднее лично познакомиться со своими епископами, а также со священниками в небольших епархиях.

Исследователи обнаружили, что помимо размера епархии, восприятие священником того, разделяет ли его епископ его богословские и политические взгляды или нет — само по себе является показателем уровня его доверия к этому епископу.

Например, если священник называет себя теологически консервативным и считает, что его епископ также теологически консервативен, вполне вероятно, что он сообщит о высокой степени доверия к своему епископу, сказали они.

Напротив, если священник сообщит, что он не согласен со своим епископом в богословских вопросах или политических взглядах, он сообщит о низком доверии к руководству.

Священнослужители, ставшие жертвами жестокого обращения, священники в качестве первых лиц, оказывающих помощь

Исследователи попросили священников согласиться, не согласиться или отказаться от ответа на утверждение: “Я лично подвергался сексуальным домогательствам или жестокому обращению или пострадал от сексуальных домогательств в период моего обучения в школе или семинарии. Восемьдесят пять процентов ответили "нет", 9% - "да", а 6% сказали, что не уверены или предпочли бы не отвечать.

Священники, ставшие жертвами сексуального насилия и публично рассказывающие о своем опыте, встречаются относительно редко. Одним из таких общественных деятелей является отец Джон Риккардо, священник архиепархии Детройта, основавший проект "Спасение" - серию видео и дискуссионный курс, цель которых - научить духовенство и мирян делиться Евангельским посланием.

Риккардо публично высказывался, как в видеороликах своего проекта Rescue Project, так и в других местах, о сексуальном насилии в детстве, которое, по его словам, имело место от рук множества людей, не входивших в его семью. Он сказал, что жестокое обращение, которому он подвергся, заставило его почувствовать себя “одноразовым” и “выброшенным на помойку”, но что он пришел, чтобы найти исцеление через Церковь.

“Мне никогда бы не пришло в голову поделиться этой [информацией] 30 лет назад — возможно, с духовным наставником. Теперь я постоянно делюсь этим”, - сказал Риккардо в недавнем интервью.

Иисус “без колебаний показывает свои раны” и делает себя уязвимым, отметил он и сказал, что этот факт является одной из причин, по которой он говорит сегодня о жестоком обращении с ним и о своем исцелении.

“Я разделяю это по многим причинам. Я думаю, что Церковь отчаянно нуждается в том, чтобы снова научиться человечности; я думаю, что это одна из самых фундаментальных проблем в Церкви. Мы часто взаимодействуем друг с другом очень функционально и транзакционно. Не всегда, но часто. И ты не можешь любить то, чего не знаешь, - продолжил Риккардо.

Возвращаясь к опросу, 69% священников заявили, что они чувствуют себя хорошо подготовленными к служению жертвам насилия, а 54% сообщают, что они уже делают это. Семьдесят один процент священников сообщили, что знали по крайней мере одну жертву сексуального насилия со стороны духовенства, а 11% знали пятерых или более.

Удержание священника

Только 4% священников утвердительно ответили на утверждение “Я думаю оставить священство”. По мнению исследователей, некоторые из факторов, связанных с более высокой вероятностью рассмотрения вопроса об уходе, включают отсутствие уверенности в руководстве епископата, более молодой возраст и предполагаемое или фактическое отсутствие поддержки.

Гриффин сказал, что в его семинарии много думают о том, как можно активно устранять причины, по которым мужчина позже может оставить священство.

“Более широкая культура - это та, которая не дружелюбна к обязательствам”, - прокомментировал он.

“Итак, эти ребята, как и все мы, дышат этим воздухом. Это атмосфера, которая действительно может быть токсичной для браков, для верных браков, для настойчивых священников. И это часть того, против чего мы работаем в этой более широкой культуре”.

“Мы являемся свидетелями серьезного сдвига в том, как священники в Соединенных Штатах относятся к себе и своему священству”, - заключили исследователи.

“Молодые священники гораздо чаще, чем их старшие сверстники, описывают себя как политически консервативных или умеренных. Молодые священники также гораздо чаще считают себя теологически ортодоксальными или консервативными, чем священники старшего возраста. Эти перемены могут стать источником трений и напряженности, особенно между молодыми и пожилыми священниками”.

Также следует отметить, по их словам, что подавляющее большинство священников (71%) заявили, что знают по крайней мере одну жертву сексуального насилия со стороны священнослужителей, в то время как только 30% священников лично знают трех или более.

“На фоне всех этих проблем священники остаются в значительной степени удовлетворенными своим служением, и лишь немногие (4%) рассматривают возможность ухода”, - продолжили исследователи.

“Мы надеемся, что представленные здесь данные смогут укрепить это понимание среди всех католиков, но особенно среди наших епископов и священников, от которых так много зависит”.

Оцените эту новость: 
Голосов пока нет
По материалам: 

Другие новости категории

Последние публикации в изображениях

Реклама