Вы здесь

В Британии рукопись 15 века помогла церкви обрести забытого святого 12 века

— Количество просмотров: 1238

В Британии рукопись 15 века помогла церкви обрести забытого святого 12 века – он служил архиепископом Йоркским (1114-1140), основывал монастыри и собирал ополчение на борьбу с шотландцами.

Архиепископ Йоркский Терстан (Thurstan) был одной из самых влиятельных фигур средневековой Англии своего времени. Его имя надолго исчезло в церковной и народной памяти, и лишь недавно специалисты организации «Английское наследие» (English Heritage) почти случайно обнаружили запись в рукописи 15-го века, свидетельствующую о том, что архиепископ, служивший с 1114 по 1140 год, является одним из утраченных первых святых Англии.

Открытие сделал доктор исторических наук Майкл Картер (Michael Carter), ведущий сотрудник службы объектов недвижимости в «Английском наследии». Он проводил исследования в архиве Королевского колледжа Кембриджа и наткнулся на богослужебную книгу из монастыря Понтефракт (Pontefract Priory). Монахи вели в книге святцы – календарь праздников всех святых для поминания в монастыре. «Я проводил в тот момент довольно узкое исследование по теме реликвий святых, когда наткнулся на эту рукопись, – говорит доктор Картер. – Это был мой первый день на службе после отпуска, и я еще выходил из состояния блаженной спячки. Но когда мой взгляд пал на эту строку – о боже! – она просто вытряхнула меня из оцепенения».

Ученого ошеломила запись в книге красной тушью за 6 февраля на латыни – «Смерть святого Терстана, архиепископа Йоркского, 1140 год от рождества Христова». Запись несомненно доказывает, что святого почитали три столетия после его упокоения, и монахи монастыря Понтефракт числили святого Терстана в святцах, указывает Картер. «В Англии насчитывается 173 святых, которые монахи Понтефракта числили в «небесном сонме святых, – говорит ученый. – Каким образом кто-то из них мог пропасть без вести? Ответы находим у Генриха VIII и Томаса Кромвеля. Погромы в ходе Реформации были необычайно свирепыми, особенно в Божьих монастырях. По примерным подсчетам, в них уцелело не более 5% материальных ценностей английских средневековых церквей в целом, а что касается монастырей, то в них сохранилось, пожалуй, менее 1% прежних ценностей».

Монастырь Понтефракт также стал жертвой разгона монахов при Кромвеле. Последний настоятель и монахи оставили опустевшие стены в 1539 году, и к нашим дням от него ничего не осталось. Возможно, одна из причин, почему святость Терстана была утрачена в церковном предании, заключается в том, что он принял решение удалиться в Понтефракт безвестным монахом. В молодости Терстан дал обет вступить в орден клюнийских монахов, и исполнил этот обет в возрасте 70 лет, когда его здоровье пошатнулось. (Клюнийская конгрегация – ветвь бенедиктинцев с центром в монастыре Клюни, павшая в ходе Великой французской революции в конце 18 века. В 931 году папа Иоанн XI даровал аббату монастыря Клюни святому Одону привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни в период упадка монашества по уставу святого Бенедикта). Монастыри клюнийцев выводились из-под власти местных епископов и ставились в прямое подчинение Клюнийскому аббатству, а через него папе. Святой Терстан сложил с себя полномочия архиепископа и вступил в орден смиренным монахом. Очень возможно, что именно поэтому мстительные епископы решили «забыть» о его святости. «Готов поклясться, что каноники Йоркского собора были в ярости оттого, что он пренебрег высокой церковной властью и решил умереть монахом в Понтефракте, – говорит Картер. – В стенах Кентерберийского собора в то время покоилось уже множество архиепископов, а в Йоркском соборе их не было, и архиепископ Терстан наверняка считался первым кандидатом. Он пренебрег этой честью ради безвестной монашеской жизни в Понтефракте».

Терстан родился в Нормандии примерно в 1070 году, когда Вильгельм Завоеватель опустошал северную Англию в ходе так называемого «северного похода», жертвами которого пали десятки тысяч местных жителей (ныне это истребление многие считают геноцидом). Отец Терстана получил назначение каноником в собор Святого Павла в Лондоне, и со всей семьей перебрался в Англию в 1104 году. Терстан служил духовным наставником при короле Вильгельме II, а затем при его брате Генрихе I, который в 1114 году и решил возвести своего скромного капеллана на пост архиепископа Йоркского. Возможно, король Генрих надеялся, что это быстрое возвышение поможет разрешить давний спор между Йорком и Кентербери за первенство. Церковники Кентербери считали, что именно они должны верховенствовать в церкви Англии. Однако архиепископ Терстан отказался признать эти претензии и уклонился от официального обета послушания архиепископу Кентерберийскому. Опасаясь этим поступком навлечь на себя гнев короля, он удалился в Европу и прожил там пять лет.

«За это время отец Терстан стал духовным служителем европейского масштаба, – считает профессор средневековой истории Джанет Бертон (Janet Burton), научная сотрудница Уэльского университета Троицы Святого Давида (University of Wales Trinity Saint David), специализирующаяся по средневековым монашеским и религиозным орденам. Именно она готовит статью о святом Терстане для Оксфордского национального биографического словаря. «Потрясающее открытие доктора Картера открыло новое измерение в нашем понимании наследия святого Терстана и его места в религиозной культуре средневекового севера, – говорит профессор Бартон. – Первые пять лет своего архиепископского служения Терстан провел на континенте, где удостоился близкого общения с папами и кардиналами, а также с ведущими деятелями зарождающихся монашеских движений».

С окончанием набегов викингов и других вторжений началось процветание всей Европы и появились зачатки эпохи возрождения 12-го века, которая ознаменовалась, в частности, зарождением и расцветом университетов в Оксфорде и Кембридже. По возвращении в Англию, архиепископ Терстан разрешил спор с Кентерберийским духовенством с помощью папы римского, после чего принялся за труды по основанию монастырей, в том числе Байлендского аббатства, аббатства Риво (Rievaulx Abbey) и Киркхемской обители.

После смерти Генриха I в 1135 году, в Англии разразилась гражданская война между сторонниками императрицы Матильды (дочери Генриха) и его племянника Стефана Блуа. Воспользовавшись смутой, в страну в 1138 году вторгся Давид I Шотландский. Архиепископ Терстан, пользуясь своим огромным влиянием в церкви и в народе, созвал английское ополчение, которое и разгромило шотландцев в битве при Штандарте. «Нет никаких сомнений в том, что он был великим церковным политиком, и обладал широкими связями с высочайшими мирскими и духовными лицами в стране, – говорит Картер. – Однако политические и военные заботы не мешали ему быть в высшей мере набожным человеком».

После его смерти монахи в Понтефракте установили святость Терстана. Они открыли его гробницу два года спустя и обнаружили его тело нетленным и источающим «аромат святости». По словам историка Картера, его тогда же провозгласили святым без благословения папы Римского, ибо в то время процесс канонизации в нынешнем виде еще не существовал. «Запись в этой сенсационной рукописи является недвусмысленным доказательством святости архиепископа Терстана, – говорит Картер. – Его имя должно занять достойное место в сонме его святых современников Северной Англии – святого Уильяма и святого Элреда из Риво, святого Вальдефа из Киркхэма, святого Мелроуза и святого Годрика из Финчейла».

Оцените эту новость: 
Голосов пока нет
По материалам: 
Категория: 

Другие новости категории

Последние публикации в изображениях

Реклама